March 20, 2018

February 14, 2018

Please reload

Недавние посты

Тишина, которая кричит: наша глава в книге семейной истории

March 11, 2018

1/2
Please reload

Избранные посты

Эффективность мандалы в психотерапии

Многие арт-терапевты используют мандалу в качестве одного из методов работы с различными запросами. Мандала получила широкое признание как эффективный терапевтический инструмент для диагностики и лечения эмоциональных состояний, симптомов разного рода и расстройств. Существует множество исследований, показывающих, что мандала может помочь в лучшем понимании текущего состояния клиента и стать дополнительным источником информации для планирования терапевтических вмешательств. К. Юнг считал мандалу своеобразным отражением самости, «безопасным убежищем внутреннего примирения и целостности» [2, c.23]. Мандала, таким образом, становится способом визуального представления бессознательного содержания. Мандала предлагает такую форму выражения бессознательного, которая может быть усвоена сознанием.

Мандалы могут служить разным целям. В одном случае мандала поможет обеспечить необходимую устойчивость во внутренней веренице чувств, графически отражая взаимодействие между сознательными и бессознательными процессами, обеспечивая или восстанавливая порядок. В другом случае, она может предложить ключ к пониманию существующих проблемам. Поэтому мандала обязательно будет меняться по своему внешнему виду и внутреннему содержанию с течением времени, отражая изменения психического опыта человека

Мандалы, или круговые рисунки, часто встречаются в природе и создаются человечеством на протяжении всей истории во многих регионах мира в религиозном или трансперсональном контексте. Санскритское определение мандалы, означающее центр, а также круг, указывает на его трансцендентную функцию как на инструмент расширения сознания. Существенным в медитативных, исцеляющих и интегративных функциях, представленных в мандалах, является экзистенциальная попытка человека сориентировать себя во времени и пространстве. Таким образом, создание мандалы является некой универсальной деятельностью, а человек, создающий мандалу, отображает территорию, где все полярности примеряются, гармонизируются и трансформируются в интегративное целое. Мандала как художественная форма является, с одной стороны, магическим ритуалом, а с другой - попыткой личности решить вопросы идентичности и самоопределения. «Истинная мандала это всегда внутренний образ, который постепенно строится (активным) воображением в то время, когда нарушено психическое равновесие, или, когда необходимо разобраться в каком-либо положении, не разъясненном в священной доктрине» [6].

 

 

Взятая на вооружение психотерапевтами для диагностики и лечения, мандала предлагает своеобразное зеркало нынешнего психологического состояния человека, который её рисует. Окружность служит пределом не только для самого рисунка, но и для границ личного «я»; таким образом, внутреннее содержание круга, изображающего мысли и чувства человека, организовано в рамках этой структуры. Такой взгляд на мандалу и возможности этого инструмента для психотерапии были в первые предложены Карлом Юнгом. Он предположил, что рисования мандал оказывает успокаивающее и целебное воздействие на человека, одновременно способствуя психической интеграции и обретению личных смыслов [2; 5; 10; 14].

Мандалы определяются Юнгом как магические круги, содержащие определенные мотивы, которые имеют универсальный характер для разных культур, независимо от того, являются ли они временно созданной мандалой тибетских монахов, песочными картинками с американского юго-запада или иллюстрациями из средневековых работ по алхимии. Символическое представление эмоционально нагруженного и противоречивого материала обеспечивает возможность привести эти противоречия в порядок и интегрировать психический материал. «Мандалы… обычно возникают в ситуациях психического замешательства или дезориентации. Вследствие этого архетип представляет констеллированный паттерн порядка, обозначенный крестом или кругом, поделённый на четыре части; этот паттерн наложен на психический хаос так, что содержимое получает место, и барахтающаяся сумятица удерживается сохраняющим кругом…» [3]. Юнг говорил о кватерности, четырехкратности мандалы, как содержащей в себе четыре элемента.

Таким образом, создание мандалы это своеобразные самораскрытие, позволяющее графически организовать сложные эмоциональные переживания. Говоря об эффекте мандалы, Юнг пишет, что «хорошо понятно, что они <образы в виде мандал> представляют весьма смелые попытки увидеть и соединить кажущиеся несовместимым противоречия и преодолеть кажущиеся безнадежными ситуации. Даже просто усилие в этом направлении имеет исцеляющий эффект» [цит. по 2; c 29-30].

Джоан Келлог, арт-терапевт, основательница собственного метода МАРИ (Мандала Ресурс Исследование), за время своей работы интерпретировала тысячи мандал для определения различных форм мандалы. Взяв за основу идеи Юнга, она развила понимание мандалы и её значения для индивидуации и создала Большой Круг Мандалы, который заключает в себе 13 архетипических стадий (до 0 до 12), характерных для развития человека. Руководствуясь этими стадиями можно определить состояние психики на данный момент, а также выявить причину, блокирующую развитие и решение затруднительных ситуаций. Концептуально стадии можно рассматривать как циферблат. Этапы развития начинаются со стадии 1 внизу и продолжаются по часовой стрелке. Келлогг использовал аналогию мандалы как зеркала, объясняя, что «зеркальный эффект» мандалы заключается в том, что нарисованная на бумаге мандала является символическим отображением психики человека. Иными словами, все создаваемые мандалы соответствуют 13 архетипическим стадиями Большого Круга Мандалы. Прохождение по Большому Кругу Мандалы (по часовой стрелке от 0 к 13) — это путь к Самости, тогда как путь в обратном направлении олицетворяет регресс и застревание. «Мандалы Большого Круга отражают динамические взаимоотношения между эго и Самостью» [2; c. 170]. Келлог также подчеркнула важность работы с цветом при создании мандалы, поскольку конечный результат должен стать синтезом формы и цвета.

            Сюзанна Финчер в своей книге «Создание мандал: для понимания, исцеления и самовыражения» говорит о том, что она заинтересовалась целебной силой мандалы после смерти ребенка и развода. Она начала с того, что рисовала форму и позволяла просто следовать за своим воображением. Она рисовала внутри круга, используя разные цвета. Впоследствии она впервые почувствовала себя немного лучше. Впоследствии она стала известным арт-терапевтом. Вслед за Юнгом и Келлог, Финчер утверждает, что мандалы становятся нашим священным пространством. Это пространство, где мы выражаем бессознательные конфликты символическим образом. Она разработала и описала детальную пошаговую технику создания и интерпретации мандал, которая развивает идеи Келлог о важности цвета и формы.

 

 

Виды работы с мандалой

Можно выделить два основных типа мандалы – личная, созданная рисующим мандала, и мандала для раскрашивания. Поскольку арт-терапия — это форма психотерапии, в которой клиент и терапевт работают вместе на облегчение неприятных симптомов тревоги, депрессии или других проблем, созданный клиентом объект становится средством коммуникации, который и призван разъяснить данные проблемные области. Таким образом можно предположить, что личные самобытные мандалы будут более эффективны, нежели чем уже созданные раскраски. Художественная работа явно символизирует личные процессы человека, создающего её, и становится богатым материалом для исследования. Тем не менее, существуют определенные показания к раскрашиванию, когда психическое состояние человека крайне нестабильно и процесс свободного творчества может актуализировать бессознательный материал, к переработке которого человек может быть еще не готов. Так, в работе с клиентами в состоянии острой депрессии, повышенной тревожности, а также с синдромами ПТСР, Финчер рекомендует использовать раскраски.

Раскраски также используются в рамках групповой терапии, а также в работе с людьми, находящимися в образовательных и лечебных учреждениях: учащиеся с особыми потребностями, психиатрические больные, наркоманы и алкоголики или пожилые люди с деменцией. Это не является терапией в полном смысле этого слова, но не отменяет опредленный положительный терапевтический эффект, обоснованный художественной деятельностью как таковой.

Основные области применения мандалы в психотерапевтической практике

Случай Мисс X, описанный Юнгом [3] можно считать первым исследованием в области применения мандалы в психотерапии. В 1928 году, в возрасте 55 лет, Мисс Х отправилась в Европу, чтобы учиться под руководством Юнга. Мисс Х нарисовала 24 картины, в первую очередь мандалы, которые для Юнга иллюстрировали начальные этапы ее пути к индивидуации.

В одной из первых попыток исследовать научную теорию Юнга о том, что создание мандалы способствует психологическому здоровью, Слегелис (1987) обнаружила, что те, кто рисовал внутри круга, испытывали более позитивные эмоции, чем те, кто рисовал в квадрате.

Первые исследователи мандалы [16] описали успешный случай мандалотерапии с клиентом, жалующимся на беспокойство, чувство вины и различные фобии, которые заставляли его чувствовать себя неадекватными, неспособными принимать решения; клиенту также свойственно было испытывать внезапные смены настроения, ему снились кошмары. На базе данного случая они предложили включение метода мандалы в практику как дополнительного инструмента, который должен сопровождать основной ход лечения.

В настоящее время арт-терапевты используют мандалу как основной инструмент для самопознания, самовыражения, разрешения конфликтов и исцеления. В рамках арт-терапии мандала обычно относится к любой художественной форме, которая выполняется как круговой рисунок. Хотя большинство исследований по исцеляющим аспектам рисования мандалы являются результатом ситуативных клинических наблюдений, в этих исследованиях утверждается, что применение мандалы терапевтически обосновано для облегчения симптомов шизофрении и психотических расстройств, ПТСР и диссоциативных расстройств [7], синдрома дефицита внимания [21] и деменции [8]. Кокс и Коэн [7] отмечают особенную функцию мандалы как способа акутализации травматичного опыта, который не был переработан. Многие взрослые клиенты, имеющие в анамнезе случаи насилия в детском возрасте, о которых они сохранили в не рассказали, а иногда даже вытеснили, использовали мандалу как символический язык, на котором можно было рассказать свою историю, одновременно сохранив её в тайне.

Позитивный эффект мандалы как инструмента самовыражения описан также и Сингером [19], который работал с мужчиной, испытывающим затруднения в вербальном выражении эмоций и опыта. В рамках терапевтической работы клиент нарисовал мандалу и в сопровождении терапевта стал вербализовывать различные её элементы и высказывать ассоциации. Сингер отмечает этот эпизод как критически важный для последующего успешного лечения.

Существующие исследования демонстрируют возможность применения мандалы для работы с совершенно разными запросами. Так, Хинц [13] говорит о позитивном воздействии мандалы на клиентов с расстройствами пищевого поведения. Создание рисунка способствует гармонизации чувств и помогает осознать причины нездорового отношения с едой.

Анализ современных эмпирических исследований, доказывающих эффективность применения мандал в терапевтической практике, позволяет сгруппировать задачи, для решения которых успешно применяется мандала в три большие категории: снижение уровня тревожности, повышение концентрации внимания и самопознание.

 

 

Снижение уровня тревожности.

Недавнее исследование [9], оценило эффективность применения мандалы для снижения уровня тревожности. Между 84 испытуемыми случайным образом были распределены различные задания, связанные с художественной деятельностью: раскрашивание мандалы, раскрашивание узора в клетку и создание произвольного рисунка. Результаты показали, что раскрашивание мандалы и клеток демонстрируют примерно одинаковые уровни снижения беспокойства, чем создание неструктурированного рисунка. Это может свидетельствовать о том, что раскрашивание готовых орнаментов, узоров и геометрических рисунков может способствовать погружению в состояние, схожее с медитативным, и оказывает успокаивающим для людей, испытывающим беспокойство. Повторив похожее исследование в 2012 году [22] ученые пришли к выводу, что раскрашивание мандалы уменьшает беспокойство в значительно большей степени, чем раскрашивание геометрического узора или произвольное рисование.

В другом исследовании [12] было установлено, что рисование мандал положительно влияет на развитие симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Необходимо отметить, что в рамках данного исследования рисование в круге было приравнено к рисованию мандалы. К участию в эксперименте были отобраны 36 студентов, демонстрирующих симптомы ПТСР. Группе испытуемых было предложено вспомнить травматическое событие, а затем нарисовать изображение в круге. Контрольная группа должна была нарисовать некое изображение в жанре натюрморта. Испытуемые прошли тест на выявление ПТСР сразу же после рисования и через месяц. Результаты теста зафиксировали снижение симптомов ПТСР у участников, рисовавших в круге, как после выполнения заданий, так и при повторном измерении.

Таким образом, все эти исследования доказывают эффективность мандал для снижения уровня тревожности и стресса. Однако спорным остается вопрос, можно ли считать рисование в круге эквивалентным рисованию мандалы.

 

Повышение концентрации внимания.

Также зафиксированы случаи успешного применения мандалы в работе с детьми с синдромом дефицита внимания (СДВ) или синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Создание мандалы помогало повысить концентрацию внимания и сократить импульсивное поведение с течением времени, что в конечном итоге позволило лучше принимать решения, выполнять задачи, и способствовало общему росту в развитии [21].

Другое исследование [11] описывает эффект применения мандалы в работе с детьми, страдающими от фетального алкогольного синдромa. У детей, чьи матери употребляли алкоголь во время беременности, наблюдались физические и умственные трудности, в том числе проблемы с вниманием и импульсивность. Для снижения этих симптомов автор исследования предложила использовать методы арт-терапии, включая рисование мандалы, которое оказалось наиболее продуктивным. Во время работы с мандалой дети могли удерживать внимание на рисовании в течение 15 минут, гораздо больше, чем во время других арт-занятий. Результаты эксперимента в целом подтверждают выводы, сделанные ранее в рамках работы с детьми с СДВГ: мандалы могут применяться для повышения концентрации внимания и контроля поведения.

 

Самопознание.

В своей книге «Создание и интерпретация мандалы» Финчер приводит истории четырех клиентов, каждый из которых описал свой опыт работы с мандалой. Суммируя их переживания, Финчер говорит, что «их опыт показывает, как мандала может использоваться в поисках нашей внутренней истины, для уравновешивания энергии, для личностного роста и исцеления [2; c. 193].

Кокс и Коэн [7] изучили сотни нарисованных и раскрашенных мандал, созданных людьми с диагностированных диссоциативным расстройством личности. Им удалось обнаружить шесть типов рисунков в зависимости от доминирующего орнамента или тематики. Затем исследователи связали эти шесть групп с шестью этапами Большого Круга Келлог, которые, по их мнению, были аналогичными. Иными словами, им удалось установить, что рисунки таких пациентов коррелируют с определенными этапами Великого Круга и что, изучая их, можно расшифровать невербальные послания пациентов [7]. Одного из пациентов они прицельно наблюдали четыре года, в течение которых она создавала мандалы. Их описание последнего изображения демонстрирует определенный прогресс, достигнутый благодаря рисованию мандал. «Из этого рисунка мы можем сделать вывод о том, что система её субличностей достигла определенного уровня гомеостаза, что позволяет ей лучше функционирует в повседневной жизни. Важно отметить, что её личные символы более не разъединены, а являются неотъемлемыми частями единой целостной формы, представляя собой сложное, но в целом более успешное сочетание, чем её предыдущие мандалы»[1, с. 199].

 

 

Основные терапевтические свойства мандалы

Эмпирические исследования, изучающие терапевтические свойства мандалы подтверждают, что данный метод может быть эффективным при работе с различными запросами, так как позволяет сонастроиться с собственным психическим материалом, активизировать процессы между сознательным и бессознательным, а также привнести гармонизирующую энергию, рожденную самой формой круга. Очевидно, что основным свойством мандалы является снижение уровня тревожности и беспокойства. Ученые объясняют это так: «если принять, что беспокойство является своего рода внутренним хаосом, представляется вероятным, что структурированная деятельность, такая как раскрашивание мандалы, может способствовать организации этого хаоса» [9]. Еще Юнг говорил о том, что мандалы обладают свойством уменьшать путаницу привносить порядок, так как мандала, в основе своей, — это символ порядка, равновесия и целостности. Описывая свойства мандалы, Финчер пишет о том, что «даже если конфликт проявляется на поверхности, во время рисования мандалы происходит несомненное разрешение напряжения <…> Мандала призывает вмешательство Самости, лежащей в основе модели порядка и целостности, стержня жизни, который снабжает и поддерживает нас» [2; c. 29].

Другие ученые [11; 21] считают мандалу неким центрирующим инструментом, который позволяет клиентам сосредоточиться на одной задаче. Благодаря работе с мандалой фокус внимания с проблем во внешней среде может быть переведен во внутреннее пространство. Через мандалу человек может работать в направлении интеграции всех аспектов личности. Мандала как способ терапевтического вмешательства развивает внутренний слух и чувство целостности, что неудивительно, так как в своем первоначальном контексте мандала являлась формой медитации.

 

«Создание мандал помогает объединиться с процессом индивидуации. Создание мандал поддерживает целостность эго. В то же время, оно дает взгляд на более широкий контекст Самости, внутри которого существует эго. Рисование мандал может служить центрирующим средством для принесения ясности в замешательство» [2; c. 40]. Мандала — это символ и инструмент естественной энергии внутри вас, который дает стабильность ощущение целостности. Созданные клиентами мандалы могут содержать различную информацию, которая символизируют тело, психологическое состояние и место в мире. Все исследования, посвященные эффектам манадлотерапии говорят об успокаивающих, центрирующих свойствах мандалы.

Cоздание и интерпретация мандалы - это процесс в которые люди могут перевести на язык сознательного мотивы, чувства, желания. Мандала – это пусть к осознанию и отражению своего подлинного «я», она служит пространством для интеграции способствую самопознанию, что в конечном итоге является залогом психологического благополучия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002.

  2. Финчер С.Ф. Создание и интерпретация мандалы. М.:ИОИ, 2015.

  3. Юнг К.Г. Исследование процесса индивидуации. http://royallib.com/read/yung_karl/issledovanie_protsessa_individuatsii.html#0

  4. Юнг К.Г. Тавистокские лекции, 1968. https://www.e-reading.club/book.php?book=67822

  5. Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы) // О природе психе — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – С.95-182.

  6. Юнг К.Г. Психология и алхимия. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2003. http://www.jungland.ru/Library/PsychAlhim1.htm

  7. Cox, C. T., & Cohen, B. M. (2000). Mandala artwork by clients with DID: Clinical observations based on two theoretical models. Art Therapy, 17(3), 195-201.

  8. Couch, J. B. (1997). Behind the veil: Mandala drawings by dementia patients. Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association, 14, 187-193.

  9. Curry, N. A., & Kasser, T. (2005). Can coloring mandalas reduce anxiety? Art Therapy, 22(2), 81-85.

  10. Fincher, S.F. (1991). Creating mandalas for insight, healing, and self-expression. Boston: Shambhala Publications, Inc.

  11. Gerteisen, J. (2008). Monsters, monkeys, and mandalas: Art therapy with children experiencing the effects of trauma and fetal alcohol spectrum disorder (FASD). Art Therapy, 25(2), 90-93.

  12. Henderson, P., Rosen, D., & Mascaro, N. (2007). Empirical study on the healing nature of mandalas. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 1(3), 148-154.

  13. Hinz, L. D. (2006). Drawing from within: Using art to treat eating disorders. London and Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers.

  14. Jung, C.G. (1972). Mandala symbolism. Princeton: Princeton University Press

  15. Kellogg, J. (1978). Mandala: Path of Beauty. Lightfoot: Mari

  16. Kellogg, J. M. MacRae, H. L. Bonny & F. DiLeo. (1977). The Use of the Mandala in Psychological Evaluation and Treatment, Art Therapy, 16, 123-134.

  17. Pisarik, C. T., & Larson, K. R. (2011). Facilitating College Students' Authenticity and Psychological Well‐Being Through the Use of Mandalas: An Empirical Study. The Journal of Humanistic Counseling, 50(1), 84-98.

  18. Seong-in Kim, Hyung-Seok Kang, Youn-Hee Kim. (2009) A computer system for art therapy assessment of elements in structured mandala. The Arts in Psychotherapy, 36(1), 19-28. 

  19. Singer, J. (1994). Boundaries of the soul: The practice of Jung’s psychology. New York: Anchor Books

  20. Slegelis, M.H. (1987). A study of Jung’s mandala and its relationship to art psychotherapy. The Arts in Psychotherapy, 14, 301-311.

  21. Smitheman-Brown, V., & Church, R. R. (1996). Mandala drawing: Facilitating creative growth in children with ADD or ADHD. Art Therapy, 13(4), 252-260.

  22. van der Vennet, R., & Serice, S. (2012). Can coloring mandalas reduce anxiety? A replication study. Art Therapy, 29(2), 87-92..

 

Please reload

Поиск по тегам

Психологическая мастерская "Счастье"

Москва, 1-ая Тверская-Ямская, 8